В Московском районе г.Бреста проживает 10 432 инвалида. Из них 104 человека посещают отделения дневного пребывания, 16 человек получают социальную услугу на дому «Выездной лицей». Согласно опросу, большинство из тех, кто не посещает отделения находятся дома из-за состояния здоровья, некоторым необходимы условия, приближенные к центрам коррекционно-развивающего обучения.
Людям с ограниченными возможностями необходимо совершенствовать условия их реабилитации, создавать новые формы работы, применять инновационные технологии.
Проблема.
За время работы отделений дневного пребывания для инвалидов появилось множество проблем и вопросов. Как разделить ребят по их возможностям и способностям к трудовой реабилитации? Как создать условия для тех, кто имеет тяжелые умственные и физические нарушения? Что необходимо сделать для ребят, которые находятся всегда дома и не имеют возможности для постоянного посещения отделения? Каким образом усовершенствовать реабилитацию, чтобы ребята могли развиваться, улучшая свое психофизическое здоровье? Определилась также проблема в отсутствии комфортабельногомикроавтобуса, оборудованного подъемным устройством, для полноценного обеспечения реабилитации (повышения уровня социальной интеграции в современном обществе) молодых людей с инвалидностью, инвалидов-колясочников, инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата и другими имеющимися заболеваниями, препятствующими в передвижении на общественном транспорте.
Со временем появились разнообразные идеи, которые объединились в проект. Мы хотим изменить жизнь многих людей с ограниченными возможностями к лучшему, создавая для них современные условия, опираясь на европейские практики и конечно, исходя из опыта работы с данной категорией, учитывая их индивидуальные особенности.
Цель нашего проекта: создание многофункционального, инклюзивного пространства для стабилизации психофизического состояния инвалидов.
Целевая группа: инвалиды, с тяжелыми и множественными нарушениями развития, их родители.
Задачи проекта:
1. Создать улучшенные условия для реабилитации инвалидов.
2. Стабилизировать психофизическое состояние людей с особенностями.
3.Использовать современные методы и формы работы с воспитанниками отделений.
4.Мотивировать людей с инвалидностью к работе над собой.
5. Развить навыки в уходе за растениями.
6.Адаптировать воспитанника отделения к окружающему миру.
Пространство будет поделено на три модуля.
- Модуль представляет «Оранжерею», где представлены различные виды растений.
- Модуль представляет «Сенсорную интеграцию», где будет оборудование предназначенное для релаксации и психологических занятий.
- Модуль представляет «Виртуальный мир» ,оборудование для виртуальной реальности, предназначенное для адаптации инвалида к окружающей среде.
1. Модуль «Оранжерея».
Гарденотерапия
– английское слово, что означает garden
(сад, растения): терапия – лечение, т.е.
лечение садом, растениями. Гарденотерапия
— это особое направление психосоциальной,
трудовой и педагогической реабилитации
при помощи приобщения людей к работе с
растениями. Для людей с инвалидностью
возможность пребывания на природе
крайне необходима для расширения
жизненного пространства, развития,
получения экологических знаний,
оздоровления. Природа является богатейшей
средой для развития сенсорных систем
человека (слуха, зрения, обоняния,
осязания, вкуса). Общение с природой
дает множество положительных эмоций,
так необходимых человеку с тяжелыми
нарушениями здоровья.
Как
утверждают психологи, в ней соединяются
положительное воздействие работы на
свежем воздухе и благотворное влияние
красоты природы на психику человека.
Ухаживая за цветами, люди с инвалидностью
преодолевают замкнутость, неуверенность
в себе и просто радуются жизни. Именно
этот момент важен в реабилитации.
Задачи создания оранжереи:
- позволит восстановить ряд нарушенных функций организма;
- воссоздаст способность людей с ограниченными возможностями к полноценной жизни в обществе;
- раскроет дополнительные возможности личности человека с инвалидность через его взаимодействие с растительным миром;
- обогатит социально-адаптированный опыт человека с ограниченными возможностями;
- сможет развить эмоционально-волевую сферу;
Гарденотерапевтический метод опирается на взаимодействие человека c ограниченными возможностями с природой как процесс постоянного сопереживания, соучастия, эмпатии.
На занятиях гарденотерапией молодые инвалиды:
- знакомятся с различными видами семян и растений.
- учатся различать обычные и декоративные сорта.
- сажают, наблюдают за ростом и развитием растений,
- зарисовывают все изменения, происходящие с ними, сравнивают результаты.
- учатся быть терпеливыми и внимательными, заботливыми и трудолюбивыми.
- узнают о многообразии форм и цвета плодов растений,
- узнают о правилах и условиях сбора плодов,
- расширяют знания о растительном мире
- получат навыки ухода и содержания комнатных растений, условия, необходимые для их содержания
2.Модуль «Сенсорная интеграция» .
Сенсорная интеграция — это способность человека организовывать ощущения, испытываемые организмом, для совершения движений, обучения и нормального поведения. Очевидно, что люди с дисфункцией сенсорной интеграции не могут самостоятельно справиться с перечисленными проблемами. Их профилактика и преодоление сопряжены с проведением специальных коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на улучшение интеграции между различными сенсорными системами. В последние десятилетия во многих странах в коррекционно-развивающей работе с людьми с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии активно используется метод сенсорной интеграции. Он был разработан американским трудотерапевтом Джин Айрес (Jean Ayres), 1923- 1988 и направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. Он также нашёл своё применение в работе с детьми, имеющими трудности в обучении, гиперактивность; в лечении неврологических и дементных взрослых больных. Метод сенсорной интеграции предполагает стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.
Создавая сенсорный модуль, мы хотим решить большое количество коррекционных задач:
- уменьшение тревожности;
- активизация органов чувств;
- снижение уровня нервных расстройств;
- улучшение внимания и памяти;
- помощь в борьбе со страхами;
- устранение агрессии;
- пробуждение интереса к познанию;
- улучшение сна;
- активизация творческого потенциала;
3 Модуль «Виртуальный мир».
«Виртуальный мир» нацелен на улучшение эмоционального самочувствия людей с ограниченными возможностями. При помощи очков виртуальной реальности и специального оборудования ребята смогут путешествовать в игровой форме по различным странам и местностям. Для того чтобы сделать этот процесс интересным и увлекательным, предусмотрены различные уровни сложности с постоянно меняющимися локациями, будут предложены задания, прохождение которых способствует формированию социальных навыков. Взаимодействие с обычными прохожими на улице, публичное выступление на какую-либо тему и другие задания помогут облегчить построение контакта с другими людьми в реальной жизни. Цель прохождения заданий заключается в тренировке коммуникативных навыков, для того чтобы человек чувствовал себя увереннее в схожих ситуациях в реальной жизни. Улучшение физического самочувствия является второй проблемой, на решение которой направлен проект. Людям с ограниченными возможностями будет предложена игры с элементами физической нагрузки. Мы хотим мотивировать их к работе над собой, применяя новые для нас технологии.
Создавая данный модуль, мы не только разнообразим ежедневное пребывание в отделении каждого воспитанника, но и сможем адаптировать инвалидов к окружающему миру.
Важной частью проекта является покупка специализированного автобуса для подвоза людей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии. Многие инвалиды, находящиеся дома на протяжении долгих лет получат возможность принять участие в проекте, в удобное для них время, в зависимости от состояния их здоровья.
Проект рассчитан на 1 год.
Анализ заинтересованных сторон.
Заинтересованные стороны | Заинтересованность | Роль в проекте |
1.ГУ
«ТЦСОН Московского района г.Бреста».
2.Инвалиды, посещающие отделения дневного пребывания, их семьи. 3.Волонтеры. |
1.Создание
«Оранжереи и сенсорной интеграции».
1.Освоение новых видов реабилитации и адаптации. 2.Развитие новых навыков. 3.Повышение социальной значимости инвалида в обществе. 1.Получение опыта. 2.Расширение интересов в социальной сфере. |
1.Материально-техническая.
2.Кадровая.
3.Организация
и проведение мероприятий.
4.Формирование
целевой группы.
1.Реабилитация.
2.
Обучение.
3.Повышение
статуса.
1.Проведение и организация мероприятия. |
Устойчивость проекта.
1. Проект «Оранжерея и сенсорная интеграция» позволит разнообразить основной вид деятельности инвалидов, расширит познания об окружающем мире, окажет терапевтический эффект. Занятия будут проводиться ежедневно со всеми желающими из целевой группы, что позволит охватить большое количество людей, заинтересовать тех, кто не посещает отделения дневного пребывания.
Мультипликация проекта.
1.В местных СМИ будут размещены публикации, в городе -баннеры, выступления на телевидении.
2.Проведение пресс-конференции по итогам проекта.
3.Проведение круглого стола по обмену опытом с другими заинтересованными организациями региона.
4.Напечатаны буклеты, визитки, каталоги продукции.
План проекта:
1.Подготовительный этап.
Срок реализа- ции | Мероприятие/ действие | Участники | Ответственный исполнитель | Ожидаемый результат |
1
месяц
1 месяц 2 месяц 3 месяц 3 месяц 4 месяц 1-5 месяцы 5 месяц |
Рабочая
встреча «Поэтапная организация
проекта».
Дизайн интерьера Закупка оборудования и строительных материалов для ремонта помещения Проектно-строительные работы Внутренняя отделка. Установка оборудования, оформление мастерской согласно дизайну. Закупка доп. материалов для работы в мастерской. Подведение итогов, отчет о проделанной работе. |
Команда
проекта, строители, дизайнер, экономист,
зав.хозяйством, заинтересованные
лица.
Команда проекта, дизайнер, зав.хозяйством, экономист Команда проекта, дизайнер, зав.хозяйством, экономист, бухгалтер Строители, зав.хозяйством, команда проекта. Команда проекта, зав.хозяйством, экономист, бухгалтер. Дизайнер, строители, зав.хозяйством, координатор проекта Команда проекта, экономист. Команда проекта, экономист,бухгал-тер,зав.хозяйством |
Координатор
проекта.
Координатор проекта, зав. хозяйством, экономист Координатор проекта. Координатор проекта, зав.хозяй-ством, прораб строит.компании. Координатор проекта, экономист. Координатор проекта. Координатор проекта, Координатор проекта, экономист |
Принят
план проведения ремонта. Распределены
зоны ответственности по планируемой
работе.
Разработан дизайн интерьера, составлена смета расходных материалов. Проведена работа по поиску оборудования. Куплено необходимое оборудование. Начаты работы по проведению ремонта. Окончание работ по ремонту помещения. Помещение оформлено ,оборудование установлено. Приобретены необходимые материалы. За данный период подведены итоги, составлены отчеты о проделанной работе. |
2.Основной этап.
Срок реализа-ции | Мероприятие/ действие |
Участники
| Ответственный исполнитель | Ожидаемый результат |
6
месяц
6 месяц 6 месяц 7 -11 месяц |
Торжественное
открытие проекта.
Обучающий семинар для специалистов и заинтересованных лиц «Работа по социальной интеграции». Обучение работе в оранжереи. Индивидуальные и групповые занятия. |
Проектная
команда, представители властей,
представители СМИ.
Проектная
команда, целевая группа,
заинтересо-ванные
лица.
Преподаватели.
Проектная команда, целевая группа, заинтересо-ванные лица. Представители «Зимнего сада» из БрГУ им.А.С.Пушкина. Проектная команда, целевая группа, заинтересо-ванные лица. |
Проектная
команда, волонтеры.
Координатор проекта Координатор проекта. Координатор проекта. |
Открылся
проект «Оранжерея и сенсорная
интеграция».
Команда проекта получила базовые навыки в использовании различных техник работы с натуральными материалами. Проведены обучающие занятия Проведены занятия. |
3.Завершающий этап.
Срок реализации | Мероприятие/ действие |
Участники,
| Ответственный исполнитель | Ожидаемый результат |
12
месяц
|
Проведение
круглого стола
«Подведение
итогов проекта».
|
Проектная
команда, заинтересованные лица,
представители различных структур.
|
Команда
проекта.
| Подведены итоги работы. Составлен план дальнейшей работы. |
Greenhouse and Sensory Integration Project.
There are 10,434 disabled people in the Moscow district of Brest. Of these, 104 people attend day care departments, 16 people receive social services at home «Exit Lyceum». According to the survey, most of those who do not attend departments are at home due to health conditions, some need conditions close to the centers of correctional and developmental education.
People with disabilities need to improve the conditions for their rehabilitation, create new forms of work, and apply innovative technologies.
Problem.
During the work of the day care departments for the disabled, many problems and questions have arisen. How to divide the children according to their opportunities and abilities for labour rehabilitation? How to create conditions for those with severe mental and physical disabilities? What needs to be done for the children who are always at home and do not have the opportunity to constantly visit the department? How to improve rehabilitation so that children can develop, improving their psychophysical health? The problem was also identified in the absence of a comfortable minibus equipped with a lifting device to fully ensure the rehabilitation (increase the level of social integration in modern society) of young people with disabilities, wheelchair users, people with disabilities with musculoskeletal disorders and other existing diseases that impede movement on public transport.
Over time, a variety of ideas appeared, which were combined into a project. We want to change the lives of many people with disabilities for the better, creating modern conditions for them, relying on European practices and, of course, based on the experience of working with this category, taking into account their individual characteristics.
The goal of our project is to create a multifunctional, inclusive space to stabilize the psychophysical state of the disabled.
Target group: people with disabilities, with severe and multiple developmental disabilities, their parents.
Project objectives:
1. To create improved conditions for the rehabilitation of disabled people.
2. To stabilize the psychophysical state of people with disabilities.
3. To use modern methods and forms of work with pupils of the departments.
4. To motivate people with disabilities to work on themselves.
5. To develop skills in plant care.
6. To adapt the pupil of the department to the world around him.
The space will be divided into three modules.
1. The module presents the «Greenhouse» which presents various types of plants.
2. The module presents «Sensory Integration» which will include equipment for relaxation and psychological studies.
3. The module represents the «Virtual World», virtual reality equipment designed to adapt a disabled person to the environment.
1. Module «Greenhouse».
Garden therapy is an English word that means garden (garden, plants): therapy — treatment, i.e. treatment with a garden, plants. Garden therapy is a special area of psychosocial, labour and pedagogical rehabilitation through the introduction of a person to work with plants. For people with disabilities, the opportunity to stay in nature is extremely necessary for expanding living space, development, obtaining environmental knowledge, and health improvement. Nature is the richest environment for the development of human sensory systems (hearing, sight, smell, touch, taste). Communication with nature gives a lot of positive emotions that are so necessary for a person with severe health problems.
According to psychologists, it combines the positive effects of working in the fresh air and the beneficial effects of the beauty of nature on the human psyche. Taking care of flowers, people with disabilities overcome isolation, self-doubt and simply enjoy life. It is this moment that is important in rehabilitation.
Tasks of creating a greenhouse:
• will allow to restore a number of impaired body functions;
• will recreate the ability of people with disabilities to live a full life in society;
• will reveal additional opportunities for the personality of a person with disabilities through his interaction with the plant world;
• will enrich the socially adapted experience of a person with disabilities;
• will be able to develop the emotional and volitional sphere;
The garden therapy method is based on the interaction of a disabled person with nature as a process of constant empathy, complicity, empathy.
In garden therapy classes, young people with disabilities:
• get to know different types of seeds and plants.
• learn to distinguish between common and decorative varieties.
• plant, observe the growth and development of plants,
• sketch out all the changes that occur with them, compare the results.
• learn to be patient and considerate, caring and hardworking.
• learn about the variety of shapes and colors of plant fruits,
• learn about the rules and conditions for harvesting fruits,
• expand knowledge about the plant world
• will acquire the skills of care and maintenance of indoor plants, the conditions necessary for their maintenance
2. Module “Sensory Integration”
Sensor integration is the ability of a person to organize feelings that are experienced by the organism to carry out movements, learning and normal behaviour. It is clear that people with sensor integration dysfunction cannot cope on their own with the problems listed.Their prevention and overcoming involve special corrective and progressive activities aimed at improving integration among different sensor systems. In recent decades, sensory integration has been actively used in many countries in corrective and multiple development disorders. It was developed by the American worker, Jean Aires (Jean Ayres), 1923-1988, and aimed at stimulating the work of sensory bodies in the context of coordination of different sensory systems. It has also found its use in working with children with learning difficulties, hyperactivity; in the treatment of neurological and demented adults. The sensory integration method involves stimulating sensory functioning in the coordination of different sensory systems.
By creating a sensor module, we want to address a large number of corrective tasks:
• Reducing anxiety;
• Intensification of senses
• Reducing the level of nerve disorders;
• Improving attention and memory
• Assistance in combating fear;
• To eliminate aggression;
• Awakening interest in knowledge
• Improvement of sleep
• Increasing creative capacity
3. Module “Virtual World”
The “Virtual World” is aimed at improving the emotional feeling of people with limited capabilities. With virtual reality glasses and special equipment, the person can travel in a playful way across countries and places. To make this process interesting and fascinating, there will be different levels of complexity with constantly changing locations, tasks that will be proposed that contribute to the development of social skills. Interaction with ordinary passers-by on the street, speaking in public on any topic and other assignments will help to facilitate contact with other people in real life. The purpose of the assignment is to train communication skills to make people feel more confident in similar situations in real life. Improved physical health is the second challenge that the project is aimed at addressing. People with limited capabilities will be offered to play games with elements of physical activity. We want to motivate them to work on themselves by using new technologies for us.
By creating this module, we will not only diversify daily stay in each pupil’s unit, but we can adapt the disabled to the world.
An important part of the project is the purchase of a specialized bus for transporting people with severe and multiple development disorders. Many persons with disabilities who have been home for years will be able to participate in the project at their convenience, depending on their health status.
The project is designed for one year.
Stakeholder analysis.
Parties concerned | Interest | Role in the project |
1.
State Institution «TCSON of the Moskovsky district of Brest».
2. People with disabilities attending day care departments and their families. 3. Volunteers |
1.
Creation of «Greenhouse and sensory integration».
1. Mastering new types of rehabilitation and adaptation. 2. Development of new skills. 3. Increasing the social significance of the disabled person in society. 1.Gaining experience. 2. Expanding interests in the social sphere. |
1.Material
and technical.
2.Kadrovaya.
3.
Organization and holding of events.
4.
Formation of the target group.
1. Rehabilitation. 2. Training. 3. Raising the status. 1.Conducting and organizing the event |
Sustainability of the project.
1. The “Greenhouse and Sensory Integration” project will diversify the main activity of people with disabilities, increase awareness of the world around them, and have therapeutic effects. The classes will be held daily with all those wishing to be in the target group which will cover a large numbers of people, to interest those who do not attend the day care departments.
Animation of the project.
1. Publications will be made available in local media, banners, television presentations.
2. Holding a Press conference on the results of the project.
3. Conducting a round table on the exchange of experiences with other interested organizations in the region.
4. Booklets, business cards, product catalogs.
Project plan:
1. Preparatory stage.
The implementation period is | Event /action | Participants | Responsible Contractor | Expected Result |
1
month
1 month 2 month 3 month 3 month 4 month 1-5months 5 month |
Working
meeting «Phased organization of the project».
Design interior Purchase of equipment and building materials for the renovation of premises Design and construction works Exterior decoration. Equipment installation, workshop decoration according to design. Purchase of additional materials for work in the workshop. Summing up, report on the work done. |
Project
team, builders, designer, economist, farm manager, stakeholders.
Project team, designer, caretaker, economist Project team, designer, caretaker, economist, accountant Builders, caretaker, project team. Project team, caretaker, economist, accountant. Designer, builders, caretaker, project coordinator Project team, economist. Project team, economist, accountant, caretaker |
Project
coordinator.
Project coordinator, head housekeeping, economist Project coordinator. Project coordinator, farm manager, the foreman builds companies. Project coordinator, economist. Project coordinator. Project coordinator, Project coordinator, economist |
The
repair plan has been accepted. The area of responsibility for the
planned work are allocated.
Interior design developed, expenditure estimaters prepared. Equipment search carried out, the necessary equipment bought. Repair work has begun. Completion of work on the repair of the premises The room is decorated, the equipment is installed The necessary materials have been purchased The during the period, progress reports were sum arized and reports were made. |
2. The main stage.
The implementation period is | Event /action | Participants | Responsible Contractor | Expected Result |
6
month
6 month 6 month 7-11 month |
The
grand opening of the project.
Training seminar for professionals and stakeholders «Work on social integration work». Training to work in a greenhouse. Individual and group sessions. |
Project
team, government officials, media representatives.
Project team, target group, interested faces. Teachers. Project team, target Group, interested people. Representatives of the “Winter Garden” team from Brest Pushkin State University. Project team, target group, interested people. |
Project
team, volunteers.
Project coordinator Project coordinator. Project coordinator. |
The
project «Greenhouse and Sensory Integration» was
launched.
The project team has been trained in the use of various natural materials techniques. Training sessions held Sessions were held. |
3. The final stage.
The implementation period is | Event /action | Participants | Responsible Contractor | Expected Result |
12 month | Round table «Summing up the results of the project.» | Project team, stakeholders, representatives of various structures. | Project team. | The results of the work have been summed up.A plan for further work drawn up. |